СТРАХОВАНИЕ / предисловие
Страхование в области грузоперевозок так же значимо, как и в других областях нашей жизни. Сфера грузоперевозок неизменно сопряжена с множеством рисков. Это, в свою очередь, обусловлено многими факторами: особенности и условия перевозки груза, дальность и сложность маршрута следования, мультимодальность грузоперевозки (использования два и более видов транспорта), страновые риски и пр.
Стоимость самого страхового полиса зависит от срока, лимита ответственности, номенклатуры перевозимых грузов и статистики убытков.
СТРАХОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Область страхования в грузоперевозках подразумевает три основных страховых продукта:
- Страхование груза
- Страхование профессиональной ответственности (перевозчика, экспедитора, оператора склада)
- Страхование автогражданской ответственности (иными словами, полис ОСАГО)
И если с обязательным страхованием автогражданской ответственности (полис ОСАГО) всё понятно, то добровольное страхование груза и профессиональной ответственности часто путают, считая их взаимозаменяемыми. Мы поможем разобраться с этим более подробно.
ПРЕИМУЩЕСТВА «ИнтерМост»
Лишь 40% всех грузов, перевозимых по территории РФ, застрахованы (для сравнения, в Европе этот показатель составляет порядка 85%). Мы, в свою очередь, убеждены, что наша работа не должна быть подвержена этим рискам. В связи с этим мы предоставляем своим клиентам услуги международного страхования грузов любого объёма и характеристик на всех этапах грузоперевозки: начиная от забора и погрузки товара в транспортное средство и заканчивая разгрузочными работами и передаче груза получателю.
-
- Надёжные страховые компании, проверенные многолетней совместной работой;
- Гарантированные выплатыпри наступлении страхового случая;
- Наличие CMR-полиса, страхующего нашу ответственность на 300 тыс. евро;
- Оказание помощи при наступлении страхового случая.
СТРАХОВАНИЕ ГРУЗА / защищает от событий, не связанных с перевозчиком или экспедитором
Страхование груза поможет обезопасить ваш груз во время транспортировки, погрузочно-разгрузочных работах и в период хранения груза на складе от того набора рисков, которые согласовываются с вами и прописываются в страховом договоре. Полис страхования может относится к конкретной партии на срок одной перевозки (рейсовый полис) и к нескольким однотипных товаров, перевозимых в течение определенного периода (генеральный полис). Последний подходит больше тем, кто регулярно и довольно часто возит одни и те же товары.
ПОКРЫВАЕМЫЕ РИСКИ
Российские и международные страховые компании руководствуются принципом, известным как «Оговорки Института лондонских страховщиков»». Оговорки — это три условия страхования (A, B и C), подразумевающие разный набор страховых рисков.
- Оговорка А: гарантирует максимальную страховую защиту и покрывает большинство рисков гибели, утраты, повреждения груза (или его части) по самым распространенным причинам, а также возмещает все расходы, связанные со спасением груза;
- Оговорка B: страхует как от полной гибели и повреждения груза, так и от частичного повреждения груза;
- Оговорка C: обеспечивает возмещение убытков только в случае полной гибели всего или части груза (повреждение груза НЕ компенсируется; исключение — крушение или столкновение транспортного средства).
Оговорки B и C построены по принципу включения в страховку: то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые указаны в договоре. К ним относятся:
-
- пожар, взрыв
- удар молнии, буря, вихрь, ураган, шторм, извержение вулкана и другие стихийные бедствия
- крушение или столкновение транспортных средств, их удар о подвижные или неподвижные предметы, переворачивание
- пропажа транспортного средства с грузом без вести
- несчастные случаи при погрузке, выгрузке, укладке груза и приеме транспортным средством топлива
Есть также риски, которые изначально не предусмотрены в страховом договоре (неважно, по какому из трех условий он заключен), однако могут быть добавлены по желанию страхователя:
-
- военные риски
- забастовочные риски
- террористические риски
- риск недостачи и повреждений
- риск поломки холодильного машинного оборудования
Существуют также риски, которые не входят ни в одно страховое покрытие и не считаются страховыми случаями ни при одном из условий A, B и C. Не возмещаются убытки и расходы, вызванные:
-
- недовложением, а также естественной убылью и нормативным износом застрахованного груза
- самовозгоранием, брожением, гниением, старением, коррозией и другими особыми свойствами и естественными качествами груза, включая усушку
- деформацией груза под собственным весом
- уценкой груза в результате потери товарного вида после ремонта вследствие страхового случая, произошедшего с грузом
- производственными дефектами груза, а также дефектами, которые были известны до заключения договора страхования
- умыслом или грубой небрежностью (неосторожностью), а также умышленным нарушением установленных правил погрузки (выгрузки), перевозки (пересылки) или хранения грузов
- размещением и креплением груза на перевозочном средстве с нарушением требований нормативных документов
- гибелью, повреждением или расходами в связи с неплатежеспособностью или невыполнением финансовых обязательств владельцами транспортных средств
- погрузкой с ведома того, кто по договору является выгодоприобретателем, опасных грузов на одно транспортное средство вместе с застрахованным грузом, если это запрещено действующими нормативными документами
- повреждением груза червями, грызунами, птицами и насекомыми, а также продуктами их жизнедеятельности
- повреждением груза плесенью, согреванием, отпотеванием
- непригодностью перевозочного транспортного средства, контейнера и пр., если на момент погрузки груза тому, кто по договору является выгодоприобретателем, было известно об этом несоответствии
- радиоактивным заражением, воздействием химического, биологического, биохимического и электромагнитного оружия
ВАРИАНТЫ СТРАХОВАНИЯ
Застраховать груз может любой участник грузоперевозки: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик или экспедитор. Существует несколько вариантов страхования груза:
- Стандартный — один из указанных выше участников приобретает один страховой полис;
- Сострахование — страхование несколькими участниками одновременно (например, отправителем и получателем);
- Дополнительное страхование — применяется, когда предполагаемая компенсация по одному полису не покрывает полную стоимость груза. Второй полис (дополняющий) приобретается, чтобы покрыть оставшуюся стоимость груза);
- Двойное страхование — подразумевает страхование груза одним и тем же страхователем в разных страховых компаниях.
При этом стоит помнить, что согласно 4-ой Статье ФЗ «О транспортно-экспедиторской деятельности«, экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если такая услуга прямо не предусмотрена в заключенном договоре транспортной экспедиции.
ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ ПО СТРАХОВКЕ
Независимо от того, кто являлся страхователем и сколько страховых полисов имеет груз, выгодоприобретателем (то есть тем, кто получит компенсацию за ущерб) будет одно лицо.
Это может быть, напомним, любой из участников процесса грузоперевозки: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик или экспедитор. Выбор выгодоприобретателя зависит от того, как составлен договор страхования и какие условия указаны в договорах поставки и перевозки.
Если задействовано несколько страховых компаний, то положенные компенсационные выплаты будут распределены между ними пропорционально полученным страховым премиям (плате за оформление страхового полиса).
СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / перевозчика, экспедитора, оператора склада
Страхование проф. ответственности в первую очередь относится к перевозчику и экспедитору. Экспедитор и перевозчик, страхуя свою ответственность, стремятся покрыть все возможные претензии клиента, который, в свою очередь, может понести убытки по вине именно экспедитора или перевозчика.
ПОКРЫВАЕМЫЕ РИСКИ
Основной страховой риск и для экспедитора, и для перевозчика — это, конечно же, событие, повлекшее за собой утрату груза. При этом подобных событий, которые могут повлечь потерю груза, большое множество. Вот только несколько из них:
-
- кража
- разбой
- грабёж
- мошеннические действия
- порча
- недостача
- повреждение
Именно поэтому гораздо лучше, если в отношении груза будет действовать так называемый «принцип непоименованных рисков». В этом случае страховая компания будет обязана выплатить страховую компенсацию независимо от причины потери груза (естественно, если потеря груза произошла по вине перевозчика или экспедитора и, вообще является страховым случаем — то, что таковым не является, перечислено выше в разделе о страховании грузов.
Учитывая, что перечень отдельных страховых рисков для экспедитора и для перевозчика не регламентирован (перевозчик и экспедитор выбирают те риски, которые наиболее актуальны именно для их деятельности), перечень этих рисков всё же несколько отличается. Так, экспедитор, как правило, страхует:
-
- ответственность за груз
- косвенные убытки, связанные с его повреждением или утратой
- расходы по расследованию обстоятельств произошедшего
- расходы по устранению последствий аварии
- расходы по уменьшению убытков
- ошибочные действия и упущения своих сотрудников
К рискам, связанным с деятельностью перевозчика добавляются:
-
- ответственность за причинение вреда окружающей среде (особенно актуально при перевозке опасных грузов и при международных грузоперевозках)
- ответственность за сохранность и целостность контейнера
- ответственность за ущерб, причиненный грузом третьим лицам
- ответственность перед таможенными органами по погашению таможенных платежей (для таможенных перевозчиков)
ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛИ ПО СТРАХОВКЕ
Выгодоприобретателем, по данному виду страхования, в любом случае будет не страхователь, а тот, кто понёс убытки из-за деятельности перевозчика или экспедитора.
Однако, это это не значит, что клиент, привлёкший к организации перевозки экспедитора, а тот, в свою очередь, транспортную компанию, сможет получить возмещение убытков и от того и от другого. Так как клиент заключал договор непосредственно с экспедитором, то и претензию он сможет предъявить только ему. Страховая компания экспедитора возмещает ущерб сначала ему, и только потом (при условии, что в повреждении груза виноват перевозчик) подаёт регрессный иск перевозчику или его страховой компании.